О Балах в современном мире

Статья для конференции

Конференция: вопросы взаимодействия хореографии и спорта

Секция: История бального и спортивного танца

Абрамова Анна Геннадьевна

Специалист по работе с молодежью, центр Калейдоскоп, Новосибирск

 

Все болезни человечества, все трагические несчастья, заполняющие исторические книги, все политические ошибки, все неудачи великих лидеров возникли только лишь из неумения танцевать

Жан Батист Мольер

 

По истории бального, Историко-Бытового танца написано немало материалов. Многие из них, в том числе архивные, нам доступны в архивах, on-line библиотеках, в клубах и студиях старинного бального танца, которые есть в каждом крупном городе России.

Самые популярные и доступные сегодня издания:

Васильева-Рождественская М. В. Историко-бытовой танец: Учеб. Пособие, М.: Искусство, 1987 Ивановский Н. П. Бальный танец XVI - XIX века. М., Л.: Искусство, 1948г.

С. Н. Худеков, История танцев. Часть II. С.-Петербург, 1914

Идельсон М. И. «Венский вальс с фигурами» (Гомель, 1899)

Cellarius. La dance des salons. Paris, 1849

 

Немало и современных работ по истории бального танца, таких как:

Захарова О. Ю. Власть церемониалов и церемониалы власти в Российской империи XVIII - начала XX века. М.: АиФ Принт, 2003г.

Захарова О. Ю. Светские церемониалы в России XVIII – начала XX века. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. – 329с.

Колесникова А.В. Бал в России: XVIII - начало XX века. - Спб.: Азбука-классика, 2005. - 304 с.: ил + вклейка (16с.).

 

Я же предлагаю вам – краткий очерк о современной картине Бала и старинного бального танца, о том, как бал выглядит сегодня, кто и где организует балы, а так же о том, для кого проводятся эти мероприятия, проблемах современных балов в России и общих методиках, которые используются преподавателями старинного танца сегодня.

 

Историко-бытовой танец неотделим от сцены или танцевальной залы так же, как он неотделим и от бального костюма, этикета, умения держать себя в обществе.

Школа придворных танцев давно исчезла. Никто и нигде не танцует менуэтов и курант, мазурок и аллеманд, нам мало знакомы даже сами названия этих танцев.

Разучивая разнообразные танцы на занятиях, выписывая многочисленные «пируэты» и, выжимая из себя последние капли пота у станка, каждый танцор надеется, что будет случай применить свои знания на практике. Служители эстрадного танца идут на сцену, танцоры спортивного бального танца – на соревнования, представители стилей РЭП и ХИП-ХОП - на дискотеки, а нашему почитателю место не иначе как на Балу.

Торжественный и таинственный старинный танец полон загадок, он неотделим от манер и костюма, от этикета и языка веера, от куртуазных бесед и дуэлей. Наш кавалер, разучив пару-тройку старинных «па» и десяток тезисов давно забытого этикета, берет под руку не менее изящную даму, что всю ночь дошивала платье по последней моде того времени, и отправляется на Бал. Нет – это не тот Бал, что гремел одно-другое столетие назад в шикарных залах столицы нашей Родины, но и кавалеры, дамы уже не те, нет у них в привычке уже, а может быть и еще, открывать торжественные вечера полонезом, статно раскланиваясь со всеми гостями, не в привычку кружить даму в  пленительном вальсе и, краснея, опускать смущенный взгляд, понимая собственную неопытность в танце…

И все же… Наш кавалер ведет свою спутницу на Бал. Бал становится стимулом для изучения танцев, культуры, пошива костюмов, становится кругом интересов, который объединяет вокруг себя людей разных возрастов и профессий.

 

Бал во все времена - это, прежде всего, "развлекательное" мероприятие.

Бал, вальс, полонез, кринолин, корсет, ампир, Новосибирск, Отражение, десятилетиие

Тут и общение - встреча старых знакомых, и новые знакомства с интересными людьми и куртуазные беседы, салонные игры. Танцы далеко не единственный элемент программы!

Бал - это выход в высший свет общества, возможность "себя показать и других посмотреть".

 

Автор следующего высказывания утерян на просторах сети Интернет, но сама фраза довольно широко распространилась по студиям:

Танцы – один из гармоничных видов искусства.

В них заложен огромный потенциал для раскрытия возможностей человека, его творческого развития. Они способствуют гармоничному развитию личности, поддержанию физического и психологического здоровья.

Походка танцующих людей легкая и плавная, движения грациозные и пластичные. Танцы способствуют выработке правильной осанки и улучшают работу дыхательной и сердечно-сосудистой системы.

Салонная бальная программа не связана с большой физической нагрузкой, не несет в себе опасность травм, в отличие от спортивных танцев и балета. Начинать её изучение возможно в любом возрасте в независимости от уровня физической подготовки.

Салонные бальные танцы представляют собой совокупность ордерных танцев (исторических, или историко-бытовых, и современных) и танцев свободной композиции (современная программа). Салонная хореография органически связана с этикетом, а танцы используются в основном как средство общения на балу.

 

У каждого бала свой характер, своя специфика и особенность.

Так, например, балы «Отражения» традиционно социальные мероприятия. Прийти на такой бал может каждый, кто заранее подаст заявку и оденется соответствующим образом: для дам это может быть вечернее, свадебное, выпускное, непременно длинное, платье, или бальное платье XIX века, для кавалеров – фрак, смокинг, китель, камзол или однотонные брюки, белая рубашка и галстук бабочка или шейный платок. Приятным дополнением к мужскому костюму является жилетка и перчатки.

 

Танцевать и вести себя на балу учатся на подготовительных занятиях к балу, а иногда и на самом балу проходит обучение танцу.

Чем лучше мы подготовились к балу заранее, тем более ярким и красочным становится сам Бал.

Редко, когда на бал с обучением попадают мазурки или кадрили, как более сложные, эти танцы остаются привилегией балов для уже подготовленных танцоров.

 

Здесь более строгий дресс-код (платья строго по моде заявленного в анонсе мероприятия периода), более сложные танцы и строго запрещено обучения танцу во время мероприятия. Предполагается, что все участники либо уже готовы к балу, либо остаются более пассивным участником – немногочисленным зрителем.

 

Все больше и больше становится популярным в разных городах России проводить Губернаторские балы, Благотворительные, в Новосибирске проходит также и городской бал работающий молодежи. В программу каждого из этих балов включаются танцы для всех: фигурные вальсы, марши и польки, полонез, па-да-грас и, нередко, - московская кадриль.

 

Молодежь и взрослые, участники разного возраста, с большим удовольствием в наш быстрый, индустриальный век интернет технологий погружаются в танцевание казалось бы, забытых танцев прошедших эпох. Наиболее любим для статусных, таких, как губернаторский, и социальных мероприятий – наиболее близкий к нам XIX века, где музыка и танцы близки и понятны современному человеку.

Существуют и активно применяются методики, позволяющие обучить простому танцу программы балов ранее никогда не занимавшегося танцами человека за 5,7 или, максимум, 10 минут.

При этом, основное внимание уделяется АТМОСФЕРЕ – тем эмоциям, которые передают в танце участники Бала, внимание простому церемониалу приглашения на танец, подаче руки и умению держать ровный круг или линию.

Считается, что если ты не мешаешь танцевать соседу, значит все верно. Техника танца и сложные фигуры, а вместе с ними и более сложные танцы приходят позднее.

Так от желания стать участников бала, от первого бала-мастер-класса к занятиям по подготовке к балу, а в дальнейшем – костюмам, технике исполнения, ровным спинам и красивым осанкам, плавным движениям и открытым, готовым к общению участникам балов и классов по подготовке к балу, развивается Бал СЕГОДНЯ.

Так, от мечты до реальной традиции, развивается культура балов сегодня вместе с нами.

 

Проблема Российских балов заключается в том, что предмет «Историко-Бытовой танец» мало интересен студентам и мало-информативен, чаще всего он исчерпывается материалами Васильевой-Рождественской и Ивановского, опубликованных в Советское время – так называемый АКАДЕМИЧЕСКИЙ танец, потерявших свою социальную роль, значимость и эмоцию.

Молодые хореографы хотят танцевать новомодные, современные стили, сразу сложного исполнения, в то время как социальный танец, требует иного – социального подхода.

 

У нас в стране возрождение традиции проведения костюмированных балов, а вместе с ней – и старинного бального танца началось снизу – от тех, кто хотел, читал и учился, но не имел, как правило, профессиональной педагогической базы. Что привело к колоссальному количеству ошибок и нестыковок, а в дальнейшем, за 10 лет – к систематизации материала и появлению лидирующих Российских школ – организаторов балов, каждый из которых выбрал для своего развития не только свой учебник (переиздание, архивные материалы, интернет-ресурсы), но и Европейскую школу старинного танца, где культура проведения балов со времен XIX века и по сей день в полном смысле этого слова не прекращалась и продолжает жить и развиваться.

 

Так и я, как автор статьи, выбрала для себя близкую мне танцевальную систему – Societa di Danza.

"Система развития исторического танца и реконструкция исторического танца - это разные вещи.  

Società di Danza занимается синтезом наследия сотен танцевальных мастеров Европы XIX века. 

От разнообразия Società di Danza идет к однородности. В результате использования нескольких вариантов одного танца создается новый танец. Большое разнообразие в описании шагов и фигур позволяет получить базовые элементы и использовать их как основу для универсального языка. Так танцевальная система получает новое развитие.  

Società di Danza полагает, что исследование танцев XIX века должно привести к образованию ряда общих, точных и ясных правил, благодаря которым танец сможет снова войти в современную жизнь и развиваться в будущем."

Директор ассоциации, Фабио Моллика

 

Именно наличие РАЗВИТИЯ направления бального танца, танца балов, сегодня и дало, на мой взгляд, ему второе дыхание, вторую жизнь.

А общая система танцевания позволяет нам быть участниками балов в разных городах и странах и говорить на общем для нас языке – языке ТАНЦА.

 

"Очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь"

Е.Шварц

 

Предвосхищая возможные вопросы, хочу уточнить сразу: не все студии и не полный объем материала сегодня приходит к нам из-за границы, мы продолжаем танцевать полонезы, мазурки, па-да-грас Иванова и московскую кадриль на балах, танцуем и классическую вариацию фигурного вальса, описанную во всех советских учебниках историко-бытового танца, изучаем историю и отличительные черты именно русских балов, костюмов, танцев, но так уж вышло, что в родной стране, в России, материала о культуре балов сохранилось не так уж и много и порой, создается впечатление, что Европа о русских харАктерных балах знает больше, чем сама Матушка-Россия!

 

Так пусть живет и развивается традиция, привнесенная в Россию еще в 1718 году, указом Петра I «Об ассамблеях быть имеющих» и покорившая всю страну на следующие столетия!

 Отражение, Бал, вальс, полонез, кринолин, корсет, танец, Новосибирск, бал Десятилетия

Анна Абрамова

Специалист по работе с молодежью центра Калейдоскоп